Действие разворачивается во Франции начала 30-х. Главный герой, мальчик-сирота Хьюго, проживающий в стенах парижского вокзала со своим дядей-алкоголиком, случайно находит таинственный механизм, созданный знаменитым фильммейкером Жоржем Мельесом. Эта находка запускает цепную реакцию удивительных событий, которые в конечном итоге помогут Хьюго разгадать тайну его покойного отца.

Сюжет

Париж, Вокзал Монпарнас, 1931 год. В сцене, открывающей фильм, 12-летний мальчик Хьюго Кабре наблюдает за магазином игрушек, которым владеет пожилой Жорж Мельес. Мальчик пытается украсть механическую мышь, но за этим его застаёт Мельес. Он просит вывернуть один карман, Хьюго его выворачивает, а Мельес забирает все детали, которые тот украл ранее. Мельес пытается узнать, зачем мальчику понадобились предметы из его магазина и просит показать содержимое второго кармана. Хьюго показывает ему свой блокнот, где были размещены рисунки автоматона и заметки по его ремонту. Разгневанный Мельес забирает блокнот и кричит на мальчика, подозревая того в том, что он украл и его. На крик прибегает станционный смотритель Густав со служебной собакой, но после продолжительной погони ему не удаётся схватить Хьюго.


Жорж Мельес, фотография 1890 года
Тем же вечером Хьюго возвращается к Мельесу, чтобы вернуть свой блокнот. Мужчина отказывается, грозясь отправить мальчика в кабинет станционного смотрителя. Хьюго не разочаровывается и следует за ним по пятам до самого дома. Видя в окне квартиры девочку Изабель, он обращает на себя её внимание и, когда она выходит на улицу, мальчик убеждает её проследить за тем, чтобы Мельес не сжёг блокнот.

Придя домой, Хьюго смотрит на автоматона и вспоминает отрывки из прошлого. Действие фильма переносится на несколько лет назад: мальчик живёт с отцом, его мать умерла при родах; отец Хьюго, добрый и преданный часовщик, показывает сыну найденного им в музее и никому там не нужного сломанного автоматона (механическую куклу), когда-то умевшего писать. Отец мальчика погибает во время пожара в музее, в котором он работал, так и не сумев восстановить устройство. Клод Кабре, дядя Хьюго, страдающий алкоголизмом, забирает его жить к себе. Воспоминания мальчика заканчиваются.

Хьюго не теряет надежды и снова навещает Мельеса, который сдаётся и отдаёт ему платок, в который был завёрнут пепел, оставшийся от блокнота. Подавленный Хьюго бросается бежать и встречает Изабель, которая вытирает его слёзы и берёт мальчика с собой в библиотеку, где всем заправляет месье Лабисс. Там Изабель признаётся, что Мельес не сжигал блокнот, а притворился, чтобы оставить его себе. Хьюго возвращается к старику, но тот стоит на своём и предлагает ему починить механическую мышь, которую тот сломал незадолго до этого. Хьюго успешно восстанавливает сломанную игрушку и старик говорит ему, что юноша должен будет каждый день приходить к нему в магазин и выполнять любую работу, которую Мельес ему даст.

При общении Хьюго узнаёт, что Изабель ни разу в своей жизни не смотрела художественный фильм. Они пробираются в кинотеатр и смотрят немую ленту Фреда Ньюмейера и Сэма Тейлора «Наконец в безопасности!». Во время кульминационного момента картины их обнаруживает работник кинотеатра и выкидывает детей на улицу. По дороге на вокзал Изабель признаётся Хьюго, что её родителей также нет в живых. На вокзале их замечает станционный смотритель, но Изабель, притворившись кузиной Хьюго, выручает его из беды. Мальчик замечает ключ в форме сердца, выпавший у Изабель, который нужен ему для завода автоматона. Он просит его у неё, но она отказывается, требуя узнать, зачем ему ключ. Хьюго ведёт девочку в свой тайник, где спрятан автоматон, и объясняет, что ключ нужен ему для запуска механизма. Изабель отдаёт ему ключ, Хьюго вставляет его в отверстие и автоматон оживает, начав писать на листе бумаги непонятные линии и случайные буквы. Через несколько минут автоматон заканчивает свою работу и дети видят, что он нарисовал Луну, в которую попал полый снаряд. Хьюго понимает, что автоматон изобразил кадр из фильма «Путешествие на Луну» — кинокартины, которую отец Хьюго посмотрел, ранее не видев ни одной художественной ленты. Последним штрихом автоматона стала подпись Жоржа Мельеса, выведенная прямо под рисунком.

Недоумевая, в чём дело, дети направились к жене Мельеса, Жанне, которая, едва увидев рисунок, сказала Хьюго, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не показывал его Мельесу. Жанна уводит детей в другую комнату, после чего Мельес приходит домой. Хьюго и Изабель находят тайник старика в шкафу, но под Изабель ломается стул и на шум прибегает Мельес, который в гневе рвёт часть своих эскизов, выпавших из найденной коробки. Он плачет, и Хьюго, воспользовавшись замешательством, покидает дом. На входе в вокзал мальчик сталкивается с месье Лабиссом, который дарит ему книгу Александра Дюма «Робин Гуд в изгнании».

Желая больше узнать о возникновении кинематографа, на следующий день Хьюго и Изабель отправляются в библиотеку киноакадемии, где изучают книгу Рене Табарда «Изобретение мечты: История первых фильмов». Из книги дети узнают, что Жорж Мельес когда-то был кинорежиссёром, скончавшимся ещё во время Первой мировой войны. Автор книги не верит детям, когда они утверждают, что Мельес жив, и ведёт их в специальную комнату, где собраны различные предметы из жизни режиссёра. Там Табард показывает им единственную уцелевшую плёнку с одним из фильмов Мельеса.


Крушение поезда на вокзале Монпарнас — один из кошмаров, которые снятся Хьюго
Ночью Хьюго долго не может уснуть, ему снятся кошмары. Сцена одного из них воспроизводит реальное крушение поезда на вокзале Монпарнас, которое произошло 22 октября 1895 года.

Под утро полицейские Парижа находят мёртвым дядю Хьюго — Клода Кабре. Хьюго, Изабель и Рене Табард посещают дом Мельеса, но Жанна просит их уйти. Она признаётся, что ранее была актрисой и играла исключительно в фильмах своего мужа. Табард показывает плёнку с фильмом Мельеса «Путешествие на Луну». За просмотром их застаёт сам режиссёр, который рассказывает присутствующим о своём прошлом: работе фокусником, разработке собственного автоматона, первом знакомстве с кинематографом, постройке своей киностудии и съёмках фильмов. По словам Мельеса, он оставил свою основную работу из-за войны, так как людей перестало интересовать кино. После неё дела не пошли, Мельес не смог платить актёрам и поддерживать жизнь студии. В отчаянии он сжёг все декорации и костюмы, а из-за отсутствия достаточных финансовых средств ему пришлось продать все свои фильмы компании, перерабатывающей плёнки. На эти деньги Мельес открыл небольшой киоск на вокзале Монпарнас и начал зарабатывать на жизнь продажей игрушек. Единственной вещью, которую Мельес не сжёг, был автоматон — Мельес отдал его в местный музей, где его и нашёл отец Хьюго.

Когда Хьюго снова оказывается на вокзале, станционный смотритель наконец-то ловит мальчика и сажает его в клетку, но он сбегает и оттуда. Между ними происходит непродолжительная погоня, после которой Хьюго оказывается висящим на стрелке больших вокзальных часов. Густав теряет мальчика из виду и уходит, забрав с собой собаку. Хьюго забирает автоматон из тайника, но смотритель снова пытается загнать его в клетку, однако ему мешает Мельес, который вовремя приходит мальчику на помощь.

Хьюго и Изабель присутствуют на торжественном вечере в кинотеатре, посвящённом Жоржу Мельесу и его творчеству; в своей речи режиссёр благодарит Хьюго и показывает зрителям большинство своих фильмов. В последней сцене фильма звучит закадровый голос Изабель, которая рассказывает о том, что она благодарна судьбе за то, что встретила мальчика по имени Хьюго Кабре.

Рекомендуем для Вас