Сюжет
Труман Бёрбанк — обычный человек, работающий страховым агентом и живущий обычной жизнью. Однако он не знает, что за каждым его движением наблюдают многочисленные скрытые камеры, а его жизнь круглосуточно передаётся в прямом эфире по всему миру. Родина Трумана — город Сихэвэн (Seahaven, дословно – «Морская гавань») на острове вблизи материка — на самом деле искусно выполненные декорации, а всё население — нанятые актёры. Исполнительный продюсер «Шоу Трумана», Кристоф, с помощью своей команды может даже изменять погоду в городе с помощью технологий под огромным куполом киностудии.
С возрастом в Трумане растёт интерес к путешествиям: так, на уроке в школе он говорит, что мечтает стать мореплавателем, подобно Магеллану. Так как Труман, очевидно, не должен покидать остров, но при этом искусственно ограничить его невозможно, Кристоф придумывает сюжетный ход, в котором отец Трумана якобы тонет на глазах у сына. С тех пор Труман панически боится воды и не рискует не только садиться в прогулочный катер, но даже ходить или ездить по мосту. Страху способствуют фильмы и специальные выпуски «новостей», построенные таким образом, чтобы в них обязательно нашлось место паре слов об опасности путешествий и о том, как хорошо быть дома и никуда не выезжать из родного города. Однако вскоре планы Кристофа рушатся, и вместо того, чтобы влюбиться в назначенную для него сюжетом шоу жену — Мэрил, Труман влюбляется с первого взгляда в случайную встречную Лорен. Симпатия оказывается взаимной, но девушка, зная, что продюсеры шоу не могут допустить их взаимоотношений, делает несколько намёков на то, что мир Трумана — иллюзия. В тот же день Лорен убирают из проекта: на первом свидании пары в секретном месте, назначенном Труманом, появляется взъерошенный «отец» Лорен и начинает обвинять её в шизофрении. Но за несколько минут до его появления девушка успевает назвать своё настоящее имя Сильвия, а также рассказать Труману правду, которой тот не склонен верить. За пределами шоу Сильвия начинает кампанию в поддержку свободы Трумана.
На тридцатый год показа «Шоу Трумана» его главный персонаж начинает много размышлять о своей жизни, вспоминать нестыковки и замечать, что мир вращается, в целом, вокруг его персоны. Довеском к подозрениям становится упавший с неба студийный прожектор «Сириус», который радио вскоре объясняет тем, что пролетающий самолёт потерял одну из деталей. Трумана начинает удивлять вечернее небо; однажды утром он слышит по радио точное описание его действий, будто кто-то следит за ним. Последней каплей становится появление отца Трумана, одетого бродягой. Труман начинает расспрашивать мать, но та, пожав плечами, жалуется, что тоже часто испытывает чувство ностальгии по мужу и он ей везде мерещится. Просматривая альбом с фотографиями, Труман начинает понимать, что нестыковок слишком много вплоть до того, что на свадебной фотографии Мэрил держит пальцы скрещенными (жест, «отгоняющий» обман). Поговорив с лучшим другом, Труман понимает, что его обманывают, и решает бежать из Сихэвэна.
Сначала Труман хочет попрощаться с Мэрил, но в клинике, где она якобы работает, он её не находит, зато становится свидетелем нелепой и наспех поставленной специально для Трумана сцены, когда неподготовленному актёру-статисту приходится изображать серьёзную операцию по ампутации ноги, а во время самой операции пациент вдруг пытается вскочить с кровати. Охрана клиники уводит Трумана, но правота в сомнениях ещё больше подтверждается. Около дома, не предупреждая Мэрил, Бёрбанк запирает её в машине вместе с собой и обещает отвезти на Фиджи. Никакие доводы жены не оказывают на него действия. Тогда на дорогу синхронно выезжают несколько автомобилей, образуя пробку. Труман картинно огорчается и говорит Мэрил, что они всё-таки вернутся домой и что идея с Фиджи была не очень удачной. Мэрил этому радуется, но Труман в очередной раз её обманывает и выезжает из города, отметив, что пробка исчезла так же неожиданно, как и появилась. Следующей помехой побегу становится мост через пролив (водобоязнь не позволяет герою проехать над водой). Закрыв глаза, Труман обманом заставляет Мэрил взяться за руль, и герои преодолевают мост. Затем герои проезжают предполагаемый «лесной пожар» и останавливаются на перекрытой в районе «ядерной аварии» дороге, где Трумана один из ликвидаторов, которого тот видит первый раз, называет по имени. Труман окончательно утверждается в том, что окружающие сговорились, сбегает из машины, но его ловят в лесу. Прежние попытки сбежать также не удались: билеты на самолёт до Фиджи оказываются раскуплены на месяц вперёд, а автобус ломается.
Труман становится агрессивным, очередной разговор с «женой» превращается в ссору после того, как та посреди серьёзной беседы ни с того ни с сего начинает рекламировать сорт какао. Не зная, как ответить Труману на его подозрения, и испугавшись его агрессии, Мэрил не выдерживает и кричит в камеру, прося о помощи. Внезапно появляется лучший друг Трумана Марлон. Мэрил, встретив его, срывается и кричит, что не может так больше работать. Марлон уводит Трумана. В этот вечер Труман и Марлон обсуждают ситуацию, и Труман выглядит успокоившимся. После разговора к Труману вдруг после 22 лет разлуки возвращается «отец». Марлон, однако, говорит фразами, передаваемыми Кристофом по радиосвязи, а возвращение отца из тумана срежиссировано, чтобы выглядеть максимально эффектно. Тем временем Мэрил под шумок убирают из сюжета, а для Трумана Кристоф заготовил новую потенциальную возлюбленную, типажно похожую на Лорен-Сильвию, которую Труман так и не может забыть.
Пока Труман отсыпается, Кристоф даёт интервью, в том числе отвечая на звонки. В эфир прорывается Сильвия и обвиняет Кристофа во лжи и лицемерии, на что Кристоф отвечает, что дал Труману всё, что может желать человек, и лишь в куполе Труман будет в безопасности.
На следующий день Труман как будто возвращается к привычному образу жизни. Он погружается в повседневные дела и даже назначает на будущий день встречу насчёт страхования жизни. Всё это, однако, оказывается планом для усыпления бдительности следящих за ним. Ночью Труман с помощью белья, выложенного в виде спящего тела, и записи собственного храпа обманывает команду шоу и сбегает из дома. Его поисками заняты все актёры массовки, Кристоф приостанавливает показ шоу. Внешний мир замирает в ожидании новостей. Кристоф решает «включить» день раньше времени, поняв, что в темноте Трумана не найти. Поисковые партии, однако, всё так же не могут найти героя на суше: это наталкивает Кристофа на мысль о том, что вода всё это время оставалась вне зоны поиска. Скоро Трумана находят в яхте, направляющейся к границе купола. Кристоф начинает отдавать указания по изменению погоды, надеясь, что шторм усилит эффект водобоязни и заставит героя вернуться домой. Но Труман непреклонен, он решает идти до конца. К пульту управления яхтой приклеена фотография Сильвии, и реальная Сильвия плачет, видя себя на телеэкране. В самый разгар «урагана» Труман кричит в небо, что надсмотрщики теперь могут лишь убить его. Кристоф приказывает усилить шторм до уровня «опасный», чтобы перевернуть яхту; это удаётся, и Труман начинает тонуть. При виде захлёбывающегося героя Кристоф даёт указание закончить шторм. Вновь выходит «солнце», яхта переворачивается назад, что позволяет Труману плыть по абсолютно спокойному морю, пока бушприт лодки не протыкает декорации, окрашенные в цвет неба. Бёрбанк понимает, что все его предположения были верными. Какое-то время он пытается пробиться сквозь стену, затем видит проход вдоль купола и лестницу, ведущую к двери в стене. Труман открывает дверь, но Кристоф пытается остановить его: он включает громкую связь и обращается к Труману, предлагая поговорить. Всё это продолжает транслироваться в прямом эфире. Кристоф представляется создателем шоу, в котором Труман — главная звезда. Режиссёр объясняет герою, что во внешнем мире его ждут лишь лицемерие, ложь и двуличие, от которых последний будет защищён, если останется под безопасным куполом. В ответ Труман лишь картинно прощается с телезрителями и выходит из павильона. Телезрители ликуют, Сильвия спешит на встречу к любимому; в конце фильма показаны двое охранников парковки, обсуждающих, что бы ещё посмотреть по телевизору.