- Подробности
- Родительская категория: Фильмы
- Опубликовано: 18 сентября 1997
Сюжет
Некогда преуспевающий шпагатный фабрикант Рудольф Шмунц на пороге смерти просит своих сыновей — Эрни и Ларса — не продавать его верёвочную фабрику. Ларс, который всегда был при отце, хочет продолжить отцовский бизнес, Эрни же, который всегда относился скептически к прибыльности фабрики, совершенно не заинтересован в этом — он является известным шеф-поваром лучшего в городе французского ресторана. По завещанию, помимо фабрики, они получают ещё и заброшенный старинный особняк на окраине города, полученный отцом в уплату долга, а хозяин особняка был найден мёртвым на чердаке в запертом сундуке. Поскольку братья владеют фабрикой на равных правах, то их мнения относительно её будущего разделяются — Эрни хочет продать её, потому что фабрика давно не приносит достаточного дохода для её содержания (производство базируется на устаревших технологиях, сам верёвочный шпагат давно не в ходу, а большинство рабочих — старики), Ларс же, помня данную им клятву отцу, категорически отказывается.
Однако, несмотря на такие разные взгляды, в один день братьев объединяет тяжёлое положение, перевернувшее их жизни. Жена Ларса Эйприл, недовольная малоприбыльной работой мужа, выгоняет его из дома, узнав, что тот отказался от контракта компании «ЗЕППКО», предлагавшей получить авансом 100 тысяч долларов с последующими пенсионными выплатами за продажу им фабрики (компания и раньше пыталась купить фабрику, но Шмунц-старший был против). Эрни же теряет свой ресторан после смерти мэра города в больнице от инфаркта, вызванного нервным потрясением из-за таракана, который случайно оказался в его блюде, когда он ужинал в ресторане Эрни (таракан прятался в завещанной от отца коробке сигар), и теперь бывший шеф-повар прячется в забегаловке. Оставшиеся без жилья, братья находят приют в том самом особняке, который был оставлен им в наследство. Хотя дом выглядит очень ветхим и запущенным, они случайно находят на его чердаке чертежи, датируемые 1876 годом постройки, из которых выясняется, что здание является творением знаменитого архитектора Чарльза Лайла Ларю и представляет значимую культурную ценность. Бизнесмен Александр Фалько, страстный поклонник Ларю, предлагает продать ему этот дом (у него уже есть 42 здания архитектора). Эрни, узнав, что средняя цена дома — 600 тысяч долларов, предлагает организовать аукцион, чтобы получить больше денег со сделки.
Ремонтируя дом к аукциону, братья вскоре обнаруживают, что в доме живёт мышь. Попытки Эрни и Ларса избавиться от неё заканчиваются не в их пользу. Когда братья понимают, что мышка умеет обходить мышеловки, они переходят к крайним мерам, но и здесь она выходит победителем. Истратив все деньги на поимку грызуна и изрядно разгромив дом, Эрни и Ларс, тем не менее, не останавливаются. В пылу схватки с грызуном братья не замечают, что банк конфискует дом из-за неуплаты по закладной. Сделка находится на грани срыва, так как осталось всего 2 дня до конфискации и начала аукциона одновременно, а последние 1200 долларов (это и есть та сумма, которую надо заплатить) Эрни умудрился спустить на джакузи, которое утонуло в проруби во время охоты на мышонка. Братья пытаются получить достаточную сумму, взяв взаймы у рабочих, но это приводит к бунту на фабрике. Одновременно с этим Эрни случайно находит в фабричной конторе среди кучи бумаг акцию компании «ЗЕППКО» и тайком от Ларса всё же решает продать фабрику. Но перед встречей с представителями компании он попадает под автобус, и его план терпит фиаско. Тем временем Эйприл, узнав от адвоката про аукцион, тут же мирится с мужем и даёт ему и Эрни 1200 долларов на погашение долга. Правда, перед этим представители «ЗЕППКО» звонят Шмунцам в особняк и сообщают, что отказываются от каких-либо сделок по фабрике из-за издевательских срывов контрактов. Ларс узнаёт о «предательстве» брата, и между ними завязывается ссора, жертвой которой случайно становится мышь, сбитая апельсином. Братья уже готовы покончить с нею раз и навсегда, но в последний момент у обоих не хватает духу совершить задуманное. Они отсылают её по почте в коробке на Кубу к Фиделю Кастро, но кубинская таможня отправляет коробку обратно из-за подозрительно малого веса.
Наступает день аукциона. Ларс передаёт брату фамильную реликвию — счастливый шнурок Рудольфа Шмунца. Но аукцион вновь в опасности: Ларс находит в снегу бандерольную коробку с Кубы, а на глазах у Эрни мышь съедает счастливый шнурок. Последняя битва между Шмунцами и мышью приводит к хаосу во всем особняке: в отчаянии Эрни и Ларс пускают воду в мышиную норку, но из-за срыва вентиля вода заполняет все пространство между стенами дома, и гнилые стены дома рушатся, а всех посетителей смывает прочь. Аукцион сорван, а дом Ларю окончательно разваливается до основания. На руинах братья находят фамильный шнурок, из чего делают вывод, что проклятая мышь наконец-то погибла. Однако шнурок разрывается у них в руках, и окончательно деморализованные Эрни и Ларс возвращаются в опустевшую шпагатную фабрику, куда вместе с ними забралась и лишённая дома мышь. Она запускает машины и кладёт в конвейер кусок сыра, из которого получается шпагат, превративший полуразорённую фабрику в преуспевающее предприятие, уникальное в своем роде. Ларс теперь работает на ней администратором, Эрни — кулинаром-технологом, а мышь — ассистентом Эрни и главным дегустатором. Фильм завершается кратким кадром — счастливый шнурок Рудольфа Шмунца, чей дух сопровождает героев на протяжении всего фильма, сплетён воедино и находится в рамке, а снизу табличка с любимой фразой фабриканта — «Мир без шпагата — это хаос».